МБУ ДО "Демидовский Дом детского творчества"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Демидовский Дом детского творчества" Демидовского района Смоленской области
  • 8 48 147 4 14 61
  • 216240 Смоленская обл., г. Демидов, ул. Вакарина д. 10

Педагогам

37 просмотров Добавлено: 28 декабря 2020 3:45

I. Общие положения
Настоящая Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее – Концепция) разработана на основе приоритетных целей государственных документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года; государственной образовательной политики в сфере дополнительного образования детей; принципов преемственности научно обоснованных подходов Концепции развития дополнительного образования, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р в части определения ценностного статуса и социокультурной роли дополнительного образования; направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2030 года.
Актуальность разработки Концепции обусловлена следующими вызовами и изменениями:
принятие поправки в Конституцию Российской Федерации, закрепляющей приоритетный характер детства в государственной политике Российской Федерации;
издание Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов;
внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании 
в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания в образовательном процессе;
реализация Стратегии государственной национальной политики 
до 2025 года;
реализация плана основных мероприятий проводимых в рамках Десятилетия детства на 2021-2024 годы и на период до 2027 года;
реализация Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.

II. Состояние и проблемы дополнительного образования детей
В Российской Федерации в 2014-2020 годах в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» реализован комплекс мероприятий по развитию дополнительного образования детей.
Главным достижением стало увеличение охвата дополнительным образованием детей, в том числе технической направленности до 74,9 % от общего числа детей соответствующего возраста. Расширен тематический спектр программ дополнительного образования детей, созданы возможности для выявления и раскрытия талантов (система конкурсов и мероприятий, региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующие с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и Успех»); создана современная высокотехнологичная инфраструктура дополнительного образования детей («Кванториумы», IT-кубы, ДНК (дома научной коллаборации), центры «Точка роста»). Выросла информационная открытость системы дополнительного образования детей, информированности семей, имеющих детей, о возможностях получения образовательных услуг. Реализованы программы ранней профессиональной ориентации и разработки рекомендаций по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями («Проектория», «Билет в будущее»).
Созданы условия для укрепления и развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей через привлечение студентов организаций высшего образования, наставников из реального сектора экономики. Расширены возможности доступа негосударственных организаций к бюджетным средствам для реализации дополнительных общеобразовательных программ в том числе за счет внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. 
Вместе с тем в системе дополнительного образования детей сохраняется ряд проблем, требующих решения:
социальное и территориальное неравенство в доступе к качественным дополнительным общеобразовательным программам;
недостаточный темп обновления содержания и технологий 
по отдельным направленностям дополнительного образования детей; 
недостаточная эффективность межведомственного взаимодействия;
дефицит современных инфраструктурных и материально-технических ресурсов, ограниченные возможности развития социальной инфраструктуры детства (особенно на муниципальном уровне);
недостаточная сформированность системы сопровождения непрерывного профессионального развития и карьерного роста педагогических кадров;
низкий уровень цифровизации организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
барьеры для открытой конкуренции, стимулирующей обновление программного поля и повышение качества образовательных услуг.
отсутствие четкой системы норм, регулирующих оказание услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ в частном секторе дополнительного образования.
В условиях глобальных вызовов и стратегических изменений усиливается запрос участников отношений в сфере образования к потенциалу дополнительного образования детей для определения современных траекторий формирования нового содержания и качества образования.
Национальные задачи повышения конкурентоспособности российского общего образования, вхождения в десятку лучших стран по качеству общего образования (в т.ч. с учетом современных представлений о качестве) определяют запрос к возможностям дополнительного образования детей для развития функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов обучающихся. В частности, расширение участия детей в программах естественнонаучной направленности в условиях обновления содержания и технологий должно обеспечить формирование естественнонаучной грамотности у российских школьников, и способствовать качеству образовательных достижений и показателей участия в международном исследовании PISA.  
Социальное и имущественное неравенство населения, сложности в обеспечении равных возможностей для социального продвижения и доступа к важнейшим общественным благам, региональная экономическая дифференциация требует мер по обеспечению доступа к качественному дополнительному образованию всех обучающихся, независимо от образовательных потребностей, места проживания и социального положения. Развитие системы выявления и поддержки талантов должно быть построено на принципах справедливости и всеобщности. 
Государственно-общественный заказ на усиление воспитательной составляющей в образовании обуславливает новые векторы развития потенциала дополнительного образования детей в целеполагании и реализации задач воспитания через содержание дополнительных общеобразовательных программ по всем направленностям. 
Переход от постиндустриальной экономики к цифровой, ускоряющаяся трансформация рынков труда и структуры занятости определяет запрос на формирование нового содержания дополнительного образования детей с учетом востребованных на рынке труда современных компетенций, выстраивания новой системы профессионального и личностного самоопределения обучающихся, создание плавного перехода от профильного общего и дополнительного образования к профессиональному выбору и карьерному росту. 
Актуализация запроса семей на персонализацию образования требует гибких механизмов проектирования и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов для детей с разными образовательными потребностями, способностями и интересами, в том числе на основе интеграции программ общего и дополнительного образования детей и тьюторского сопровождения.
Ситуация современного детства актуализирует роль дополнительного образования детей как института взросления. Вариативность дополнительного образования позволяет включать детей в проблемное поле социально-экономического и социокультурного развития общества посредством образовательных программ, предусматривающих пробную деятельность и формирующих необходимый для подобного включения опыт на разных этапах взросления. В таком случае дополнительные общеобразовательные программы, ориентированные на разные возрастные группы детей, должны сохранять преемственность, их содержание должно отражать многообразие интересов разных групп детей, а их оформление и методическое сопровождение опираться на достижения в области возрастной психологии. 
Сохранившаяся фактически с советских времен сеть организаций дополнительного образования в настоящее время во многом не соответствует изменившемуся характеру расселения, демографической ситуации, не учитывает особенности территориальной мобильности в территориях. Это приводит, в одних случаях, к ограничениям территориальной доступности качественных и разнообразных программ, дефициту ресурсов на модернизацию инфраструктуры и обновление оборудования, в других – к неэффективным расходам на содержание зданий и персонала. 
Дополнительное образование детей может внести вклад в повышение качества человеческого потенциала регионов страны в условиях растущего оттока талантов из территорий. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования ориентирует на обновление содержания программ в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на основе прогнозных оценок развития рынка труда, а также региональных стратегий социально-экономического и пространственного развития субъектов Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды, участие в реализации дополнительных общеобразовательных программ организаций реального сектора экономики.
Смена технологического уклада и форм занятости, рост конкуренции стран в научно-технологической сфере и креативных индустриях определяет необходимость роста вовлеченности детей в занятия технической и  естественнонаучной направленностей (связанных с приоритетными направлениями научно-технологической инициативы), новых образовательных практик художественной, социально-гуманитарной, туристско-краеведческой направленностей (ориентированных на креативные индустрии), обновление содержания и технологий дополнительного образования детей для формирования универсальных компетентностей (креативность, коммуникация и др.) и новых грамотностей («цифровой», «технологической», «финансовой» и др.), поддержку профориентации в изменяющемся мире профессий, востребованных компетенций на рынке труда и занятости. 
Интенсивное развитие индустрии оборудования и средств обучения (включая цифровые), поддерживающих вовлеченность и интерес детей, обеспечивающих безопасность и продуктивность занятий, помогающих в организации проектной и исследовательской деятельности, ставит задачу формирования эффективных механизмов взаимодействия производителей оборудования и практиков, в том числе реализации модели «комплексное решение».
Угроза экологическому благополучию планеты/страны формирует запрос на формирование у подрастающего поколения экологической грамотности и экологически ответственного поведения.
В условиях нестабильной эпидемиологической обстановки необходимо создание устойчивой системы дополнительного образования, в том числе организации дополнительного образования детей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирования грамотности в области здоровья и безопасности жизнедеятельности.  
Современное дополнительное образование детей:
образовательное пространство возможностей для самореализации детей и раскрытия их талантов; 
инструмент развития человеческого потенциала регионов, страны;
институт воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, формирования общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования поколения россиян, ориентированных на активное включение в процессы социокультурного развития государства;
социокультурная среда детства взросления и самоопределения подрастающего поколения в условиях кризиса «детства» и «взрослости».
Дополнительное образование детей направлено на:
освоение учащимися знаний о современных сферах человеческой деятельности, основных характеристиках современного мира, науки, общества, технологий;
формирование современных компетентностей и грамотностей, соответствующих основным направлениям стратегии социально-экономического развития страны, актуальным вызовам будущего;
мотивацию подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту;
введение в основы современных профессий, организацию системы экономических, социальных, культурных проб;
приобретение опыта социального взаимодействия и продуктивной деятельности;
содействие самоопределению на основе знакомства с современной геоэкономической, геополитической, геокультурной ситуацией;
укрепление здоровья.

III. Цели и задачи развития дополнительного образования детей
Целями развития дополнительного образования детей являются:
создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;
повышение доступности качественных программ дополнительного образования для каждого ребенка.
Для достижения целей развития дополнительного образования детей необходимо решить следующие задачи:
увеличение охвата дополнительным образованием детей (в том числе детей, проживающих в сельской местности, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
расширение возможностей персонализации дополнительного образования детей, интеграции его ресурсов в индивидуальные образовательные траектории;
обновление содержания, технологий и форматов дополнительного образования детей для удовлетворения индивидуальных запросов и решения задач социального и технологического развития территорий, повышения качества образования;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости и всеобщности;
укрепление потенциала дополнительного образования детей в решении задач воспитания и взросления;
формирование механизмов преемственности образовательных траекторий в дополнительном и профессиональном, высшем образовании, трудовой карьере человека;
внедрение целевой модели региональных систем дополнительного образования детей;
цифровая трансформация дополнительного образования детей;
развитие индустрии современного отечественного оборудования и средств обучения для дополнительного образования детей;
усиление роли общества (общественные профессиональные и родительские сообщества и общественные организации, родители, социально-ответственный бизнес) в управлении и развитии дополнительного образования детей.


IV. Основные направления развития дополнительного образования
Создание условий для доступности каждому ребенку качественного дополнительного образования и возможности построения дальнейшей успешной образовательной и профессиональной карьеры, формирование в системе дополнительного образования социальных лифтов:
создание новых мест в системе дополнительного образования детей;
формирование организационно-финансовых механизмов в системе дополнительного образования детей, направленных на обеспечение равного доступа детей к обучению по дополнительным общеобразовательным программам всех направленностей с учетом различных образовательных потребностей и возможностей детей, в том числе квотирование для детей из семей с низким социально-экономическим статусом мест в ведущих центрах дополнительного образования («Кванториумах», «ДНК» и др.); 
развитие дистанционных и мобильных форматов образования, организацию информационной работы с семьями;
реализация моделей адресной работы по организации дополнительного образования с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ОВЗ, в том числе создание реестра примерных адаптированных дополнительных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью;
разработка дополнительных общеобразовательных программ, решающих задачи сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия народов Российской Федерации, культурного развития малочисленных народов, защиты их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
реализация моделей и разработка программ дополнительного образования, направленных на социальную и культурную адаптацию детей из семей мигрантов, их интеграции в российское общество;
создание условий для обеспечения доступности программ дополнительного образования детей (в дистанционных формах с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в форматах образовательных проектов и социально значимых мероприятий) соотечественникам, проживающим за рубежом, иностранным гражданам и лицам без гражданства, изучающим русский язык;
создание механизмов государственной поддержки мобильности широкого круга участников программ дополнительного образования детей (участие в конкурсах и мероприятиях в региональных центрах, за рубежом);
создание объективной и прозрачной системы учета достижений в системе дополнительного образования детей в выстраивании эффективной образовательной и профессиональной траектории.
Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей через включение в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для использования получаемых знаний для решения реальных проблем сообщества, страны:
разработка и внедрение организациями дополнительного образования детей программ воспитания;
реализация образовательных моделей, обеспечивающих применение получаемых знаний для решения актуальных проблем сообщества (хакатоны, проекты образовательной организации и др.);
включение в содержание дополнительных общеобразовательных программ всех направленностей модуля или воспитательного компонента, направленного на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения;  
внедрение модели организации внешкольного воспитания и развития детей и подростков по месту жительства;
поддержка моделей воспитания детей в системе дополнительного образования детей с использованием культурного наследия регионов, традиций народов Российской Федерации, направленных на сохранение и развития этнокультурного и языкового многообразия страны.
Укрепление методической и ресурсной базы дополнительного образования детей на базе общеобразовательных организаций и его интеграция с основными образовательными программами общего образования для достижения нового качества образовательных результатов обучающихся:
разработка и реализация вариативных (для различных демографических и социокультурных условий территорий) моделей интеграции дополнительного и основного образования в общеобразовательных организациях для достижения нового качества образовательных результатов обучающихся, в том числе модели «Школа полного дня»;
создание на базе общеобразовательных организаций детских технопарков «Кванториум»;
масштабирование и трансляция новых программ, проектов и практик интеграции дополнительного и общего образования, реализуемых в рамках образовательной деятельности образовательных организаций разных типов (общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, высшего образования) и профилей: художественного, спортивного, кадетского, инженерно-технического, медицинского образования;
развитие сети технологических кружков в российских школах для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых.
Обновление содержания и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования современных компетентностей, поддержки профессионального самоопределения: 
реализация современных подходов к дифференциации направленностей, разновидностей дополнительных общеобразовательных программ по целям, принципам и особенностям организации образовательного процесса, уровням и срокам освоения программ, способам оценки образовательных результатов обучающихся;
вовлечение в разработку дополнительных общеобразовательных программ обучающихся, представителей общественных объединений, работодателей и родительского сообщества;
развитие новых форм и технологий реализации программ дополнительного образования, включая форматы: модульной организации программ, краткосрочных и интенсивных сессий, летнего и каникулярного образовательного отдыха, дистанционного, межмодульного и индивидуального сопровождения детей;
организация индивидуального сопровождения, развитие и институализация интересов детей посредством формирования тьюторской поддержки обучающихся на базе муниципальных опорных центров;
реализация проектов ранней профориентации, обеспечивающей ознакомление обучающихся 6-11 классов с современными профессиями, позволяющих определить профессиональные интересы детей, в том числе проектов «Билет в будущее», «ПроеКТОриЯ»;
проведение конкурсов дополнительных общеобразовательных программ и образовательных проектов по направлениям, связанным с перспективами развития науки, технологий, креативных индустрий для последующего тиражирования;
поддержка пилотных проектов по обновлению содержания и технологий дополнительных общеобразовательных программ художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной направленностей, в том числе развитие сети экспериментальных площадок;
включение компонентов экологической, предпринимательской, цифровой грамотности в содержание дополнительных общеобразовательных программ по направленностям;
разработка и распространение (внедрение) примерных дополнительных общеобразовательных программ, решающих задачи профилактики и коррекции социальной дезадаптации, правонарушений, экстремизма; 
расширение сети школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по различным видам спорта и создание необходимых условий для их эффективного функционирования, стимулирование и поощрение общественных и педагогических инициатив для развития школьного спорта;
создание и развитие на территориях муниципалитетов образовательных и развивающих сред для различных форм активности, клубной деятельности детей, командной работы, развития детского самоуправления;
поддержка проектов использования образовательных ресурсов городской и сельской среды (научной, исторической, этнокультурной, технологической) в воспитании и профессиональной ориентации обучающихся.
Создание условий для профессионального развития и самореализации педагогов дополнительного образования через обновленную систему повышения квалификации, профессиональных конкурсов, профессионально-общественных объединений: 
 повышение престижа дополнительного образования, формирование механизмов массового привлечения талантливых молодых специалистов в систему дополнительного образования детей;
трансформация системы подготовки кадров для дополнительного образования;
разработка современных моделей и инструментария оценки профессионального мастерства педагогов, совершенствование процедур аттестации;
развитие системы конкурсов профессионального мастерства (привлечение победителей к участию в программах повышения квалификации и стажировкам, поддержка их презентаций и мастер-классов для представителей других регионов и др.);
создание условий для персонификации профессионального развития педагогов;
развитие мотивирующих форматов профессионального развития (стажировки, кадровые школы, коучинг, наставничество со стороны признанных авторитетов в сфере спорта и искусства, лидеров бизнеса) и оптимальных траекторий карьерного роста педагогов в системе дополнительного образования;
реализация программ привлечения квалифицированных кадров в сельские и отдаленные территории;
поддержка программ подготовки наставников для дополнительных общеобразовательных программ различной направленности;
обновление квалификаций и состава менеджмента системы дополнительного образования (федеральные школы управленческого роста, конкурс руководителей системы дополнительного образования детей и др.);
создание на базе единого национального портала дополнительного образования детей – федерального онлайн-сервиса для педагогов – «РЭДОД» (Российское электронное дополнительное образование детей), размещение на базе «РЭДОД» электронных учебно-методических разработок, пособий, кейсов педагогов.
Придание системе дополнительного образования нового качества открытого образования, работающего на развитие человеческого потенциала:
обеспечение выхода образовательных организаций за границы ведомственных структур существующей системы образования, переход к управлению, развитию и использованию образовательных ресурсов всей территории; 
включение дополнительного образования в широкий социокультурный контекст, где дополнительные общеобразовательные программы разрабатываются в соотношении с возможными (складывающимися) процессами городского и регионального развития;
внедрение организационно-педагогических форм открытого образования (модульные интенсивные школы, сетевые и дистанционные образовательные программы, открытые культурно-образовательные среды, образовательный туризм и отдых);
создание новых типов образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию программ открытого образования (культурно-образовательные центры, центры дистанционного образования и др.);
расширение круга субъектов образования, включение в реализацию региональных и муниципальных программ открытого образования коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональных сообществ;
обеспечение включения педагогических кадров в современные формы открытого образования, а также привлечение представителей профессиональных сообществ к реализации образовательных программ;
переход от мероприятийного подхода в управлении к программному, формирование учебных планов нового типа (открытых и вариативных);
внедрение программ индивидуального и группового сопровождения обучающихся при включении в конкретные типы творческой, исследовательской, проектной деятельности;
создание условий для самостоятельного построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ; 
распространение моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций различных типов, научных организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, предприятий и зачета результатов освоения обучающимися курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ для персонализации образовательных траекторий детей, эффективного использования материально-технических и кадровых ресурсов;
вовлечение в разработку дополнительных общеобразовательных программ обучающихся, представителей общественных объединений, работодателей, родительского и местного сообществ;
распространение моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования, в том числе модели проектов социального воздействия на территориях субъектов Российской Федерации (в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. № 1491 «Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019 - 2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия»).
Обеспечение баланса между гарантированной поддержкой значимых для общества образовательных программ и предоставлением возможности свободного выбора дополнительных общеобразовательных программ:
развитие ориентированных на поддержку значимых образовательных программ в балансе с обеспечением возможности выбора любого исполнителя услуг по сертификатам дополнительного образования организационно-управленческих и финансовых механизмов;
внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, сочетающей в себе механизм финансирования реализации образовательных услуг на конкурсной основе независимо от организационно-правовой формы, формы собственности исполнителя этих услуг, основанный на выборе ребенка и (или) его семьи, 
а также целевого финансового обеспечения значимых для общества образовательных программ;
использование сертификатов дополнительного образования детей как инструмента учета детей, занимающихся в этой системе.
Развитие современной инфраструктуры дополнительного образования детей:
внедрение вариативных моделей сети дополнительного образования для различных типов территорий, соответствующих особенностям расселения, мобильности, экономического и культурного уклада, запросам семей и местного сообщества, включая разработку стандартов рационального размещения зон и объектов образования дополнительного образования;
обновление материально-технической базы для занятий детей физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах;
внедрение типовых моделей новых мест в системе дополнительного образования на основе подходов «комплексное решение» и «государственная франшиза» («экостанции», «детские бизнес-инкубаторы», «арт-галерии», «робо-парки», «топос», «социос» и др.);
проектирование и внедрение в организациях дополнительного образования детей современных предметно-пространственных образовательных и культурно-воспитательных сред и интерьерных решений;
проведение выставок и открытых конкурсов современного отечественного учебного оборудования и средств обучения для реализации дополнительных общеобразовательных программ; 
обновление перечня средств обучения и воспитания для оснащения новых мест дополнительного образования детей; 
развитие инфраструктуры реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.


V. Приоритеты обновления содержания и технологий по направленностям
Туристско-краеведческая направленность:
развитие исследовательского краеведения, в том числе для формирования патриотизма и гражданской ответственности – вовлечение обучающихся в изучение конкретной территории как природно-культурной целостности через интеграцию знаний естественных, социальных и гуманитарных наук, использование исследовательских методов и реализация проектов учащихся, направленных на развитие территории своего проживания;
разработка программ (модулей программ), направленных на сохранение и развитие этнокультурного и языкового многообразия страны, сохранения и приумножения культурного наследия народов России, в том числе через развитие волонтерских (добровольческих) практик;
формирование элементов базовой грамотности 21 века (например, навыки безопасного поведения, принятия решений в проблемных ситуациях, навыки здорового образа жизни, пространственное и социальное ориентирование);
расширение возможностей для профессионального самоопределения и развития специальных навыков для освоения востребованных профессий в сфере туризма: разработка индивидуальных туристических продуктов, конструкторов виртуальных путешествий, стратегий развития туристического потенциала территорий, в том числе через укрепление связей с туристической индустрией;
активное использование современных цифровых технологий – поисковые системы, базы знаний, инструменты навигации и геолокации.
Естественнонаучная направленность
расширение спектра программ с включением содержания по ключевым областям естествознания (химия, биология, физика, медицина, генетика, экология, астрономия, физическая география), не дублирующих содержание программ основного общего образования, связанных с приоритетными направлениями Национальной-технологической инициативы, Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года (композитные материалы, атомная и водородная энергетика, биомедицина, космос, рациональное природопользование и экология);
использование потенциала направленности в формировании естественнонаучной грамотности обучающихся, навыков практического применения знаний;
распространение методов «гражданской науки», предполагающих проведение исследований с привлечением широкого круга добровольцев, обеспечивающих участие детей в решении научных фундаментальных и прикладных задач;
обеспечение разнообразия форм выездной деятельности (экспедиции, практикумы, практические занятия на местности, стажировки, участие в природоохранной и мониторинговой деятельности);
распространение практик организации детско-взрослых производств агррарного профиля «агрофирмы», «агропарки») в сельских территориях;
приоритетное развитие программ формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения, вовлекающих обучающихся в решение экологических проблемы через практики прямого (сортировка мусора, экономия воды и энергии и т. п.) или косвенного (подготовка и распространение информационных материалов о проблемах окружающей среды, подготовка писем и обращений в адрес органов власти и компаний, организация дебатов) действия; 
вовлечение в разработку и реализацию программ представителей местного сообщества, общественных организаций экологической направленности, ученых, лесничеств, заповедников, экологически ответственного бизнеса;
разработка и продвижение образовательных программ по использованию учащимися технологий BIG DATA (сбор, хранение, и анализ данных, визуализация) в исследовательской деятельности в области естественных наук.
Техническая направленность:
расширение спектра программ с включением содержания, расширяющего содержание предметных областей «Математика и информатика», «Технология», «Естественные науки» (физика, математика, информатика, технология, астрономия и иные учебные предметы), не дублирующих содержание программ основного общего образования, связанных с приоритетными направлениями Национальной технологической инициативы, Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года;
расширение возможностей использования современных технологий, форм и средств обучения для увеличения охвата и обеспечения равных и общедоступных условий освоения качественных современных дополнительных общеобразовательных программам технической направленности;
формирование современных компетенций и грамотности в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления обучающихся, развитие предпрофессиональных навыков в сфере инженерии и технического творчества;
включение детей в решение практических технологических задач на основе использования современного оборудования, проведение экспериментальных задач по вопросам совершенствования технологий в промышленности и производстве;
развитие инновационного, технического предпринимательства;
вовлечение в разработку и реализацию программ технической направленности представителей общественно-деловых объединений, в том числе промышленных предприятий, бизнеса и иных организаций, деятельность которых связана с технологическим развитием различных отраслей экономики;
использование современных цифровых технологий и больших данных при разработке, продвижении и реализации образовательных программ, обеспечении исследовательской деятельности в области техники и технологий.

Социально-гуманитарная направленность:
усиление практико-ориентированного характера программ, связи содержания с практиками (социальными, культурными, производственными), реальными проблемами глобального (геополитика, бедность, неравенство, экономические, культурные и религиозные конфликты, войны, терроризм и др.), регионального (демография, экономика, управление, образование, преступность, экология, межэтнические отношения и др.) и локального (проблемы конкретной территории, местного сообщества) развития; развитие навыков комплексного анализа проблем и разработки программ территориального развития;
приоритетное внимание к потенциалу направленности в формировании общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, укрепления межнациональных отношений, в том числе через увеличение числа программ, направленных на изучение истории России, политологии;
разработка и распространение программ (модулей программ), направленных на развитие навыков межкультурной коммуникации, глобальной компетентности, культуры межнационального общения, лидерских навыков (в том числе, управления проектами, тайм-менеджмента), финансовой грамотности, предпринимательских навыков; медиа грамотности;
включение детей в практики создания новых культурных форм организации жизни, принятия управленческих решений относительно ключевых проблем современности средствами культуры (продюсерство, организация выставок, дизайн, реклама, PR и др.);
разработка и распространение программ (модулей программ), направленных на развитие социально-эмоционального интеллекта (способность к саморегулированию, ответственность, инициативность, осознанность, эмпатийность и др.);
включение детей в освоение практик развития Человека (включая различные его аспекты — эмоциональный, физический, волевой, духовный, интеллектуальный) и на основе комплексного использования знаний педагогики, психологии, антропологии, валеологии, современных антропотехник (арт-терапия, тренинги телесного совершенствования, интеллектуальные игры, образовательные путешествия и др.),
расширенное использование игровых форматов и технологий (ролевые игры, моделирование ситуаций, различного рода симуляторы и имитационные методы обучения, компьютерные сетевые стратегические игры), создание Интернет-симуляторов и тренажеров, имитирующих проблемные ситуации глобального и локального масштабов, позволяющих в игровой форме проигрывать социальные роли, строить взаимоотношения с окружающим миром, вырабатывать нормы поведения, осуществлять социальные пробы, разрабатывать прогнозы, форсайты, сценарии развития будущего;
расширение использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде для решения организаторских задач и социальных проектов, в том числе формирующих навыки критического восприятия информации;
продвижение методов активизации субъектной позиции обучающегося – включение в образовательные программы в качестве помощника педагога, консультанта, наставника, для младших обучающихся и сверстников;
использование технологий неформального общения участников образовательных отношений (конструирование клубных пространств), организация Интернет-сообществ, объединенных едиными интересами и проблемами.  
Художественная направленность:
создание новых мест и разработка программ на основе использования инновационного оборудования, музыкальных инструментов и художественных материалов артиндустрии для творчества: мультипликационная студия, электронная музыка, музыкальные инструменты, комплексные решения для театра, полимерные материалы для изобразительного искусства, гончарные круги, полимерная глина для декоративно-прикладного творчества и др.;
реализация задач этнокультурного воспитания и сохранения народного творчества, традиций, ремесел, культурного наследия регионов через содержание программ дополнительного образования детей и социокультурной деятельности детских творческих объединений;
развитие программ углубленного уровня и поддержка образцовых коллективов художественного творчества по всем видам искусств и жанров художественного творчества, включение в муниципальные реестры социально значимых программ дополнительного образования детей в целях сохранения финансирования из муниципального или государственного заданий, создание федерального реестра образцовых детских коллективов художественного творчества;
развитие и поддержка программ художественной направленности и новых форм художественного творчества с применением цифровых технологий (арт-дизайн, 3Д-моделирование, фото, кино, мультстудии, цифровые книги, цифровой театр, медиаобразование и др.);
выявление, поддержка и продвижение одаренных детей в разных видах искусств и жанрах творчества, создание условий для зачета творческих достижений и бесшовного перехода к освоению специальностей среднего профессионального и высшего образования в сфере культуры и искусства для победителей всероссийских конкурсов художественного творчества;
создание условий для социокультурной интеграции, адаптации, выявления и продвижения одаренных и талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, через систему всероссийских социально значимых мероприятий в сфере художественного творчества.
Физкультурно-спортивная направленность:
развитие мотивации подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом;
обновление нормативной правовой базы, включающей гармонизацию законодательства об образовании и законодательства о физической культуре и спорте Российской Федерации;
использование ресурсов и технологий различных видов спорта, удовлетворяющих современным запросам детей и молодёжи с учётом здоровьесберегающих технологий, в том числе для обучающихся с ОВЗ;
обеспечение условий для индивидуализации обучения, профессиональной ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры; мотивации вовлечения обучающихся в массовый спорт;
обновление спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений организаций дополнительного образования;
обеспечение условий для повышения кадрового потенциала, в части формирования новых компетенций и индивидуальных траекторий профессионального развития;
обеспечение межведомственного взаимодействия с использованием ресурсов научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных организаций.
Реализации Концепции предполагает использование следующих перспективных подходов и механизмов:
межведомственное взаимодействие, интеграция ресурсов, в том числе через создание межведомственных советов, ассоциаций, консорциумов, кластеров;
вертикальная система методического сопровождения и непрерывного развития профессионального мастерства, включающая федеральные ресурсные центры, региональные модельные центры, муниципальные опорные центры;
программный подход, включает метод целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития региональной системы дополнительного образования детей, исходя из приоритетов обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и уровня муниципальных образований;
управление на основе данных (в том числе «открытых», «больших» 
с использованием современных цифровых инструментов);
конвергентный подход в разработке дополнительных общеобразовательных программ, реализация междисциплинарных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей;
интеграция обучения и общественно-полезной деятельности, при котором освоение знаний и формирование навыков происходит в связи с решением актуальных проблем местного сообщества, что обеспечивает возможность практического применения полученных знаний, повышает мотивацию, поддерживает чувство принадлежности, укрепляет межпоколенческую солидарность;
персонифицированный подход – создание возможностей добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями, условий для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, в том числе персонифицированный учет дополнительного образования детей, позволяющий управлять доступностью дополнительного образования на основании оценки возможностей сертификатов дополнительного образования и их фактического использования.


VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 82 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;
реализуются модели адресной работы и специальные программы с детьми с ОВЗ, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми - представителями малочисленных народов; 
созданы и оснащены современным оборудованием новые места для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей;
во всех субъектах Российской Федерации внедрена целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей;
в общеобразовательных программах обеспечена интеграция дополнительного образования с основными образовательными программами общего образования для достижения нового качества образовательных результатов обучающихся;
осуществлен переход на персонифицированный учет детей, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам, через системы региональных навигаторов по дополнительным общеобразовательным программам, 
обновлены содержание, технологии реализации дополнительных общеобразовательных программ технической, естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, социально-гуманитарной направленностей, в том числе воспитательная составляющая;
создана и функционирует система поддержки ранней профориентации детей;
во всех субъектах Российской Федерации функционируют региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующие с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и Успех»;
во всех субъектах Российской Федерации обновлена материально-техническая база и созданы условия для занятий физической культурой и спортом, в том числе в малых городах и сельской местности;
сформирована и функционирует система привлечения, мотивации и непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров дополнительного образования;
улучшена материально-техническая база организаций дополнительного образования, в том числе для организации дистанционного обучения;
созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инвестиций в сферу дополнительного образования.