МБУ ДО "Демидовский Дом детского творчества"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Демидовский Дом детского творчества" Демидовского района Смоленской области
  • 8 48 147 4 14 61
  • 216240 Смоленская обл., г. Демидов, ул. Вакарина д. 10

Педагогам

41 просмотр Добавлено: 29 декабря 2020 16:31

                                      Пояснительная записка

 

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям необходимо знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за страну, в которой они живут.

В настоящее время значительно возрастает роль народной культуры в целом как источника развития творческого потенциала детей. Фольклорно – этнографический материал интересен школьникам и взрослым. На занятии  обучающиеся младшей фольклорной группы (8 – 9 лет) активно включаются в творческий процесс, получают знания о работах русских мастеров из Нижегородского и Кировского края, Московской губернии.

Содержание обучения и способы работы соответствуют особенностям данного детского коллектива.

 

Цель методической разработки: эстетическое развитие  детей на основе формирования представлений о русской народной игрушке, понимание русского фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности.

 

Задачи:

- получение знаний о народном декоративно – прикладном искусстве, деревянных и глиняных игрушках;

- развитие творческих способностей детей, речи, как средства общения, наблюдательности, памяти; развитие способности сочетать музыку со словом и действием;

- воспитание уважения к труду народных мастеров.

 

Тип занятия: комбинированное, проводится в виде познавательной игры.

 

Планируемый результат:

Формирование у детей элементарных представлений о видах искусства, фольклора; получение знаний о народных игрушках (деревянных, глиняных), о месте народных игрушек в быту, воспитание самостоятельности и доброжелательности. Умение воспринимать русскую народную песню (музыку) на занятиях с элементами русских ремесел, желание по возможности подпевать, выполняя работу. Развитие умений составлять и наносить узоры по своему замыслу и видению

 

Русская народная игрушка

(познавательная игра для младшей фольклорной группы)

 

В помещении, оформленном под русскую горницу, звучат веселые мелодии русских народных песен. Ведущий и его помощники (несколько старших детей, одетых в народные костюмы) встречают пришедших участников игры и проводят их на места.

Звучит мелодия песни «Коробейники». В зал торжественно вносится плетеный короб, он ставится на стол, покрытый скатертью.

Ведущий. Конечно, все догадались, почему нашу встречу открыла именно эта песня? Правильно! Потому что появилась эта «коробочка». И, конечно, она полным полна. Давайте подумаем, что в ней. Старинные крестьянские русские вещи? Может, кружева белоснежные или яркие домотканые половички, что плели и ткали себе когда – то в приданое красавицы – девицы? А может, деревянные расписные ложки да берестяные брусочки или глиняные плошки да кринки, которые ловко мастерили когда – то парни? Ладно, открою вам тайну. Коробочка наша полна игрушками!  Лежат в ней особенные, знаменитые вещицы. Выполнены они руками народных русских мастеров, да ими же и придуманы.

Веселы, талантливы и жизнелюбивы и, конечно, добры были эти люди. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый – предобрый человек.

Итак, открываем короб! Ребята, я вижу замечательную игрушку, угадайте, какую?

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

                                            Упирается рука

                                            В деревянные бока.

                                            А внутри секреты есть:

       Может, три, а , может, шесть…

 Разрумянилась немножко…

  Это… Русская…  (матрешка)

 

( ведущий достает игрушку)

 

Ведущий. Откроем ее – и увидим еще одну, а в ней еще, и еще… И каждая расписана розами да узорами, одна краше другой. Жаль, мала, и плохо вам издалека видна. Но не беда. Сейчас мы с вами большую матрешку сделаем, да не одну, а целых две. Нужны  две команды из шести человек. Кто сделает лучше и быстрее, получит награду. Я вижу, вы все хотите принять участие в этом конкурсе. Давайте поступим так: вызовем только тех ребят, у кого имена начинаются с букв, составляющих слово «матрешка»: Маши, Алеши, Миши, Ани, Тани…

(пока ведущий формирует команды, на сцену выносят большие, в рост человека, картонные однотонно покрашенные силуэты матрешек с круглым вырезом вместо лица. Ведущий раздает ребятам элементы костюма матрешки. Они вырезаны из бумаги и ярко раскрашены. Под мелодию песни «Светит месяц» игроки поочередно подбегают к своей матрешке: 1 – й прикрепляет платочек, 2 – й и 3 – й – рукава, 4 – й – фартук, 5 – й – цветок, а 6 – й – просовывает в круглый вырез свое лицо).

Ведущий. Какие нарядные у нас вышли матрешки! Молодцы, команды! Но вот эта вышла лучше!

(определяется команда победителей, которая продолжит игру)

Ведущий. Следующий раунд называется «Горелки». Ребята становятся парами позади своей матрешки. Напротив – моя помощница с расписным платочком в руке. Как только мы с вами произнесем слова «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Глянь на небо, птички летят!» - последняя пара расцепляет руки и бежит к платочку. Кто схватит его первым, тот и победил. Затем бежит следующая пара и т. д. Но сначала посмотрите, как это делают мои помощники.

(по окончании раунда определяется победитель в каждой паре)

Ведущий. Вот уже осталось три игрока, которые будут вести дальнейшую борьбу за приз. Сейчас они получат более трудное задание. Может это покажется удивительным, но человек, придумавший матрешку, известен. Это не крестьянин, а русский художник. Жил он в прошлом веке. Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошел к народным умельцам: «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?» Выточили, расписали и назвали русским именем Матрешка. И начали с тех пор на Руси выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по – своему. Особенно увлеклись матрешкой в Нижегородском крае – в селах Полхов, Майдан и Крутец. Говорят, там получаются самые лучшие матрешки. Так кто же тот художник? Его фамилию вы должны будете назвать. Этот раунд будет проходить как телеигра  «Поле чудес». На табло скрыта фамилия художника. Вы должны по очереди угадывать буквы, пока не откроется вся фамилия (Малютин). Победитель получит приз, двое финалистов – шоколадки.

 

Ведущий. Внимание, внимание! Новый вопрос. Что это такое?  (роется в коробе и вынимает банку леденцов). Как это лакомство называлось раньше? (ландрин). Давным – давно производство разноцветных леденцов без обертки шло в гору, их продавали и развесными, и в круглых жестяных коробочках – такая расфасовка была удобна для детей (обращается к коробу)

           

                                               У дядюшки Якова

Полно товару всякого,

                                               Куклы хорошие –

                                               Нарядны и дешевы…

                                               Игрушки, помада –

Есть все, что вам надо!

 

(ведущий вынимает что – то из короба, рассматривает и сам удивляется)

 

                                            Что за звери?

                                             Резво пляшут.

Топором, метлою машут,

 Всех зовет плясать и петь

        Музыкант лесной… (медведь)

 

(помощники достают богородские игрушки, демонстрируют их движения)

 

Ведущий. Смотрите, как живые! Без пружины и мотора, а двигаются благодаря ниточкам да палочкам, которые приделали хитроумные мастера из села Богородское, что под Москвой. Они и придумали эти забавные игрушки. А есть игрушки парные: Медведь с мужиком – любимые герои богородских резчиков – то по очереди топорами машут, то пилой пилят, то молотами по наковальне бьют. А кто ловчее – мужик или медведь? Давайте проверим (все смотрят, как «трудятся» сделанные из дерева игрушечные персонажи).

Ведущий. Сейчас я предлагаю вам соревнование на приз имени Богородского медведя. Вопрос такой. Посмотрите, как эти звери похожи на настоящих. Каждая шерстинка выточена, каждое перышко видно. Умеют резать  богородские мастера,  умеют и дерево нужное выбрать.. Название этого дерева у всех на слуху. А чтобы вам легче было догадаться – даю подсказку, что в этом слове 4 буквы! (липа).

Ведущий. А теперь  - новая игрушка!

 

Ходит гордо, смотрит важно.

                                          В оперении нарядном:

    Синий, желтый, красный круг –

       Распустил свой хвост… (индюк).

 

(показывает дымковскую игрушку). Вот какие есть поделки из глины. Их мастерят в Кировской области в одном из сел, ныне знаменитом на весь мир. Любимые игрушки вятских мастеров – индюки, да еще барыни в ярких расписных нарядах. Итак, приз от «Барыни – сударыни» могут получить  все девочки, чьи имена начинаются с букв, составляющих слово «кокошник» (девочки становятся в круг).

Ведущий. Вот вам платочек, как только заиграет музыка – начинайте передавать его друг другу за спиной по кругу. Стихнет музыка – замрите, а мальчик – ведущий, который находится в центре круга, должен угадать, у кого платочек (звучит русская мелодия, начинается игра. Первые три девочки, на которых правильно укажет мальчик, продолжают соревноваться. Задание для них: назвать слободу, по имени которой величают вятскую глиняную игрушку (Дымково). Угадывают, как в «Поле чудес». Победители  получают награды.

Ведущий. Лепят игрушки из глины и теперь в разных областях России. И везде свои, не похожие ни на кого… (достает из короба глиняного петушка, мужичка с гармошкой, коня с наездником, у этих игрушек  три опоры – две ноги и хвост – свисток). Это свистульки. Послушайте, как они свистят! (под музыку насвистывает, а затем предлагает детям поплясать под русскую народную мелодию «Барыня», подыгрывает на свистульке, а помощники – на бубне и ложках).

Ведущий. Живут простые незатейливые игрушки до наших дней на радость людям: и деревянные, и глиняные. Делают их и ребята в кружках юных умельцев, хорошо зная пословицу: « Не сиди, сложа руки, не будет скуки!» Поэтому никогда не опустеет наш короб!

                                (звучат фоном русские народные мелодии)

 

Литература

 

  • Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси – Санкт -  Петербург: Детство  - пресс, 2003.
  • Соколова М.С. Матрешки – Москва: Владос, 2002.
  • Блинов Г.М. Чудо – кони, чудо – птицы. Рассказы о русской народной игрушке -  Москва:  Детская литература, 1977.
  • Знакомство детей с русским народным творчеством. – Санкт – Петербург: Детство – пресс, 2003.
  • Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт – Петербург: Детство – пресс, 2002.
  • Российский этнографический музей – детям - Санкт – Петербург: Детство – пресс,2001.
  • Шпикалова Т.Я. Дымковская игрушка – Москва: Мозаика – Синтез, Творческий Центр Сфера, 2003.
  • Птушкина О. Русский праздничный народный костюм – Москва: Мозаика – Синтез, 1999.
  • Дорожин Ю.Г. Филимоновские свистульки – Москва: Мозаика – Синтез, 2000.
  • Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей – Москва: Владос, 2001.
  • Науменко Г.М. Народное детское поэтическое творчество – Москва: Центр Полиграф, 2001.
  • Шампарова Л.В. – Русские народные игрушки – Волгоград: Учитель, 2017. Комплект плакатов с методическим сопровождением «Русские народные игрушки». ФГОС» (наглядно-дидактический материал).
  • Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы.

 

   Оборудование

 

- музыкальный центр, фонограммы;

- короб;

- стол, скатерть;

- матрешка;

- силуэты матрешек из картона (2 шт);

- 2 платочка, 4 рукава, 2 фартука, 2 цветка (из бумаги);

- расписной платочек из ткани;

- табло (МАЛЮТИН);

- призы, коробочка ландрина;

- Богородская деревянная игрушка «Медведь с мужиком»;

- Дымковские глиняные игрушки «Индюк», «Барыня»;

- глиняная игрушка «свистулька – Петушок»;

- бубен, деревянные ложки;

- плакаты по теме занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Наглядные пособия

 

Описание: 2N0A7033

 

 

Описание: 2N0A7034

Описание: картинки

Описание: картинки1

Описание: 3