МБУ ДО "Демидовский Дом детского творчества"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Демидовский Дом детского творчества" Демидовского района Смоленской области
  • 8 48 147 4 14 61
  • 216240 Смоленская обл., г. Демидов, ул. Вакарина д. 10

Педагогам

1716 просмотров Добавлено: 12 апреля 2018 11:53

«Преемственность как один из приоритетов развития дополнительного образования»

        Проблема преемственности между дошкольным, начальным образованием и дополнительным образованием актуальна была во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования России.

        Развитие личности ребенка, его способностей, интересов - процесс непрерывный. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. Для того чтобы учить, направлять, вести ребенка к успеху, его нужно знать и понимать. Не менее важно познание ребенком самого себя: своей индивидуальности, потребностей, творческого потенциала. До настоящего времени в практике дополнительного образования работа по развитию универсальных учебных действий, как психологической составляющей формирования ключевых компетентностей, осуществлялась преимущественно стихийным образом. В связи с этим педагоги дошкольного учреждения, начальной школы и нашего центра детского творчества «Алые паруса» объединили свои усилия. Начиная с детского сада, центр дополнительного образования осуществляет дополнительную образовательную деятельность по художественно-эстетическому и интеллектуальному направлению. В детском саду функционируют 3 бесплатных кружка дополнительного образования «Юный мастер», «Щелкунчик», «Маленькие магистры». Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, творческий потенциал. Дополнительное образование осуществляется с использованием новых подходов, сочетая в себе традиции и современность, универсальное и индивидуальное, и действительно, является фактором повышения качества образовательного процесса, развития творческих способностей.

        Школа раннего развития «Знайка» в течение многих лет тесно взаимодействует с некоторыми  творческими объединениями ДДТ, именно в них  приходит ребёнок продолжить понравившуюся ему деятельность и развивать свои творческие способности к нескончаемому стремлению человека к познанию прекрасного, когда он переходит обучаться в начальную школу.

        Работа творческих объединений позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только  дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.

       Используемые необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

. Педагоги создают широкие возможности для творческого самовыражения на кружках дополнительного образования.

     Таким образом, решить проблему адаптации дошкольников к условиям школьной жизни, возможно лишь в случае реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Поэтому мы должны с помощью познания и творчества влиять на формирование универсальных учебных действий, но не просто учить малышей лепить, рисовать, вырезать и т.д., а осуществлять сравнение, устанавливать причинно - следственные связи и аналогии, образно мыслить и объяснять, как они могут применить полученные знания в жизни. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на уровень развития ребенка, сформированный в дошкольном детстве.

       Таким образом, в области дополнительного образования, как в детском саду, так и в школе осуществляется преемственность и интеграция деятельности педагогов дошкольного образования, школы и педагогов дополнительного образования в том, что сформированные навыки в дошкольном возрасте, становятся тем фундаментом, на который в начальных классах опирается педагог. Интеграция общего и дополнительного образования детей становится одним из важнейших условий реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО. Исходя из этого, мы определили содержание работы по осуществлению преемственности Школы раннего развития, начальной  школы и центра детского творчества в развитии творческих способностей. Продолжением деятельности, осуществляемой в ДДТ является внеурочная деятельность в школе.

      Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться самостоятельно действовать, чувствовать, принимать осознанные решения и др. Главное при этом -- осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

 

     Исходя из этого, мы определили содержание работы по осуществлению преемственностиШколы раннего развития,начальной школы и Дома детского  детского творчества в развитии творческих способностей:

- Установление единства стремлений и взглядов на образовательные отношения между дошкольником, семьей, школой и домом  детского творчества;

- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательных отношений - воспитателей, учителей, педагогов УДО, детей и родителей;

- Просвещение родителей;

   Одним из новых результатов, достижению которых придаётся большое значение в ФГОС, является формирование у детей таких универсальных познавательных действий, как базовые исследовательские умения. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Мы уверены в том, что именно в задачах формирования целевых ориентиров у дошкольников и УУД у школьников закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Дополнительное образование в силах помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге - стать творческим человеком.

     Таким образом, данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребёнка, привлечение к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

     Вывод: создание единого интеграционного пространства является мощнейшим фактором развития не только школьников, но и образовательных учреждений дополнительного образования детей, той социальной среды, в которой функционирует данное образовательное учреждение. Возрастает роль социального заказа образовательной организации, что ведет к усилению её влияния на детей, их родителей и социальную среду, к созданию особого социокультурного пространства, непрерывному повышению качества образования.