МБУ ДО "Демидовский Дом детского творчества"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Демидовский Дом детского творчества" Демидовского района Смоленской области

Выступление на МО Самсоновой Н. Н. (декабрь 2017 г.)

311 просмотров Добавлено: 12 апреля 2018 6:53

«Преемственность как один из приоритетов развития дополнительного образования»

        Проблема преемственности между дошкольным, начальным образованием и дополнительным образованием актуальна была во все времена. Понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования России.

        Развитие личности ребенка, его способностей, интересов - процесс непрерывный. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. Для того чтобы учить, направлять, вести ребенка к успеху, его нужно знать и понимать. Не менее важно познание ребенком самого себя: своей индивидуальности, потребностей, творческого потенциала. До настоящего времени в практике дополнительного образования работа по развитию универсальных учебных действий, как психологической составляющей формирования ключевых компетентностей, осуществлялась преимущественно стихийным образом. В связи с этим педагоги дошкольного учреждения, начальной школы и нашего центра детского творчества «Алые паруса» объединили свои усилия. Начиная с детского сада, центр дополнительного образования осуществляет дополнительную образовательную деятельность по художественно-эстетическому и интеллектуальному направлению. В детском саду функционируют 3 бесплатных кружка дополнительного образования «Юный мастер», «Щелкунчик», «Маленькие магистры». Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, творческий потенциал. Дополнительное образование осуществляется с использованием новых подходов, сочетая в себе традиции и современность, универсальное и индивидуальное, и действительно, является фактором повышения качества образовательного процесса, развития творческих способностей.

        Школа раннего развития «Знайка» в течение многих лет тесно взаимодействует с некоторыми  творческими объединениями ДДТ, именно в них  приходит ребёнок продолжить понравившуюся ему деятельность и развивать свои творческие способности к нескончаемому стремлению человека к познанию прекрасного, когда он переходит обучаться в начальную школу.

        Работа творческих объединений позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только  дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.

       Используемые необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

. Педагоги создают широкие возможности для творческого самовыражения на кружках дополнительного образования.

     Таким образом, решить проблему адаптации дошкольников к условиям школьной жизни, возможно лишь в случае реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Поэтому мы должны с помощью познания и творчества влиять на формирование универсальных учебных действий, но не просто учить малышей лепить, рисовать, вырезать и т.д., а осуществлять сравнение, устанавливать причинно - следственные связи и аналогии, образно мыслить и объяснять, как они могут применить полученные знания в жизни. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на уровень развития ребенка, сформированный в дошкольном детстве.

       Таким образом, в области дополнительного образования, как в детском саду, так и в школе осуществляется преемственность и интеграция деятельности педагогов дошкольного образования, школы и педагогов дополнительного образования в том, что сформированные навыки в дошкольном возрасте, становятся тем фундаментом, на который в начальных классах опирается педагог. Интеграция общего и дополнительного образования детей становится одним из важнейших условий реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО. Исходя из этого, мы определили содержание работы по осуществлению преемственности Школы раннего развития, начальной  школы и центра детского творчества в развитии творческих способностей. Продолжением деятельности, осуществляемой в ДДТ является внеурочная деятельность в школе.

      Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться самостоятельно действовать, чувствовать, принимать осознанные решения и др. Главное при этом -- осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

 

     Исходя из этого, мы определили содержание работы по осуществлению преемственностиШколы раннего развития,начальной школы и Дома детского  детского творчества в развитии творческих способностей:

- Установление единства стремлений и взглядов на образовательные отношения между дошкольником, семьей, школой и домом  детского творчества;

- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательных отношений - воспитателей, учителей, педагогов УДО, детей и родителей;

- Просвещение родителей;

   Одним из новых результатов, достижению которых придаётся большое значение в ФГОС, является формирование у детей таких универсальных познавательных действий, как базовые исследовательские умения. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Мы уверены в том, что именно в задачах формирования целевых ориентиров у дошкольников и УУД у школьников закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Дополнительное образование в силах помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге - стать творческим человеком.

     Таким образом, данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами. Модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребёнка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребёнка, привлечение к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

     Вывод: создание единого интеграционного пространства является мощнейшим фактором развития не только школьников, но и образовательных учреждений дополнительного образования детей, той социальной среды, в которой функционирует данное образовательное учреждение. Возрастает роль социального заказа образовательной организации, что ведет к усилению её влияния на детей, их родителей и социальную среду, к созданию особого социокультурного пространства, непрерывному повышению качества образования.