МБУ ДО "Демидовский Дом детского творчества"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Демидовский Дом детского творчества" Демидовского района Смоленской области

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка» (Самсонова Наталья Николаевна)

493 просмотра Добавлено: 12 апреля 2018 7:10

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Программа « АБВГДейка» разработана на основе программы по развитию речи ОЦРТДЮ г Смоленска в 1999 году. Далее она была доработана с учетом новых требований времени и опыта работы. Были использованы материалы «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В.В.Гербовой, М.А.Васильевой и Т.С.Комаровой. Также акцентировалось внимание на требования начальной школы к уровню подготовки дошкольников.

            В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Если в дошкольном возрасте к речи ребёнка не предъявляются особые требования, она в целом понятна и не вызывает трудностей в общении, то с началом школьного обучения дело резко меняется. Уже на первых порах обучения чтению и письму многие дети испытывают значительные затруднения.  Вторая причина актуальности этой проблемы – возросшие требования школ к будущим первоклассникам . одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребёнком звукобуквенным, звуко-слоговым  и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности.

Дошкольный возраст - это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте и формируются предпосылки для этого. Данная программа призвана решить проблему правильной подготовки к обучению грамоте ,а также  развитие интереса и способности к чтению.

Содержание и структура программы соответствуют «Требованиям к оформлению и содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» и ФГОС.            

Новизна Программы в том, что основной акцент был сделан на развивающие функции программы процесса обучения. Все методики по обучению детей чтению направлены на выработку умения переводить буквенные значки в звуки, звуки – в слова, а слова – в предложения. Но если понимать под чтением не бойкое передвижение по букварю под руководством педагога, а чтение книг (т.е. чтение в собственном смысле слова), то умение это является хоть и необходимым, но не достаточным. Кроме того, и оно таинственным образом зависит не только от прогрессивности и совершенства тех методов и приёмов, при помощи

которых малыша обучают читать, и не только от виртуозных качеств учителя, но и от наличия у самого ребёнка внутреннего желания читать. Это внутреннее желание психологи называют мотивом и утверждают, что именно он, а не что-либо иное, определяет успех любой человеческой деятельности. Иными словами, чтобы научиться читать, ребёнок должен хотеть это делать.

Почему же он должен хотеть читать?

А потому что книги - это не только Знание, как мы привыкли понимать, не только информация, это ещё и общение, мир переживаний другого. И в наших силах показать малышу, что такое общение с помощью письменной речи.

Читающий ребёнок гораздо быстрее начинает, искать ответы на возникающие вопросы в себе, а не спрашивать готовые ответы. Умение читать даёт ребёнку независимость. Независимость от единственного мнения на вещи его родителей.

Таким образом, ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ является формирование интереса к родному языку и процессу чтения в частности.

Усвоение детьми данной программы – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребёнка.

Основное внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребёнком языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии в школе.

Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов . В разработанной программе предполагается научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Задачи программы

  • Ознакомление детей со звуковой стороной слова.
  • Ознакомление со слоговым строением слова.
  • Ознакомление со словесным составом предложения.
  • Подготовка руки к письму.
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
  • Обучать детей звуковому анализу слов.
  • Формировать умение различать звуки в слове.
  • Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, в середине, в конце слов.
  • Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.
  • Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.
  • Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.
  • Научиться различать буквы русского алфавита.
  • Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность.
  • Научить строить предложения по заданной схеме.
  • Познакомить с интонационными видами предложений.
  • Научить ребёнка обводить, штриховать, писать буквы печатного шрифта.

 

Таким образом, данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.

 

Условия реализации программы:

  • Систематическое проведение занятий.
  • Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
  • Сотрудничество педагога с семьёй.

Ознакомление родителей с программой осуществляется на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд, в предложенном материале для домашних занятий. Необходимо предложить список рекомендуемой литературы. Целесообразно проводить открытые занятия, чтобы родители могли увидеть своего ребёнка в коллективе сверстников, понять, какие у него проблемы.

Принципы реализации программы:

  • Доступность изучаемого материала;
  • Учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка и группы в целом;
  • Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми на основе привлекательности, занимательности и образности содержания программного материала;
  • Сотрудничество педагога, детей, родителей в совместном процессе обучения;
  • Построение программы с учётом принципа интеграции образовательных областей;
  • Обеспечение единства образовательных, развивающих и воспитательных задач;
  • Взаимодействие педагогов, родителей в освоении программного материала детьми.

 

Данная программа дополнительного образования рассчитана на детей от 5 до 7 лет Занятия проводятся два раза в неделю по 25-30 минут с группой 8-12 человек. Есть два варианта продолжительности освоения программы: на 1 год и на 2 года. (по 72 занятия в год). Предусматривается расширение и усложнение программных задач в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребёнка.

            Формы проведения занятий:

-групповые занятия (являются основной формой работы);

-занятия-путешествия;

-занятия-развлечения ( викторины, игра «Поле Чудес», …);

-занятия-соревнования;

-экскурсии;

           -интегрированные занятия; и др.

 

Основная форма организации образовательной деятельности – игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей деятельности, даёт возможность каждому ребёнку участвовать в процессе выполнения заданий.

Учёт психологических особенностей детей дошкольного возраста диктует необходимость использования следующих методов :

  • Демонстрация наглядного материала;
  • Введение ритмических минуток, чистоговорок, считалок;
  • Использование игрового материала;
  • Переключение с одного вида деятельности на другой;
  • Исследовательская деятельность.

На всех видах занятий используется достаточное количество наглядного и раздаточного материала, что обусловлено особенностями развития мышления ребёнка дошкольника. Материал подобран по всем возрастным группам к каждому занятию. При реализации программы используются следующие дидактические пособия:

 

-тематические карточки;

-сюжетные иллюстрации;

-наборы для звукового анализа;

-шаблоны для штриховки;

-книжки-раскраски;

-библиотека детских авторов.

-предметно-развивающая среда комнаты для занятий.

 

 

 

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года  ребёнок 6-7лет должен:

-знать буквы русского алфавита, писать печатные буквы;

-понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;

-уметь определять место звука в слове;

-уметь различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

-уметь по схеме обозначать место звука в слове, используя графические изображения звуков;

-уметь записывать слово буквами;

-уметь соотносить звук и букву;

-уметь проводить звуковой анализ слов;

-уметь определять ударный слог;

-читать слова и предложения;

-писать слова и предложения печатными буквами;

-составлять предложения из двух, трёх слов, анализировать его.

-проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;

-ориентироваться в звукобуквенной системе языка;

-понимать смыслоразличительную функцию звуков, букв;

-записывать слова, предложения печатными буквами;

-разгадывать ребусы, кроссворды;

-читать слова, предложения, небольшие стихи, тексты, понимать прочитанное;

-ориентироваться в тетради, рисовать предметы в тетради в линейку.


 

Мониторинг речевого развития детей 6-7 лет

(2017-2018 учебный год)

 

                                          Мониторинг уровня развития звуковой стороны речи ребёнка 6-7 лет

Оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

Теоретические знания

 

 

 

-Усвоение основных фонетических понятий: звук и буква.

-Знание букв русского алфавита.

-Различение понятий гласный и согласный.

Умение различать звуки на слух; понимание характеристики звуков; знание основных характеристик гласного и согласного звуков ,умение различать звук и букву.

Низкий уровень (Н)-Умеет различать более 1\2 звуков речи, не понимает характеристик звуков, соединяет понятия звук и буква,  знаком с 1\2 букв русского алфавита.

Средний уровень.(С)- Умеет различать почти все звуки речи, знаком с понятиями звук и буква, но не всегда правильно их применяет, знаком почти со всеми  буквами русского алфавита.

Высокий уровень(В)- Умеет различать все звуки , понимает характеристику звуков, знаком почти со всеми буквами, разделяет понятия звук и буква, владеет понятиями гласный и согласный.

Дидактические игры :

-Звуковое лото

-Повторюшка

-Цепочки слов

-Игры с акцентированием звуков

-Буквы –образы

-Какие буквы спрятались.

Практические умения

 

 

 

--Произношение звуков речи.

- Произношение слов.

-Умение отображать образы букв.

-Работа со звуковой схемой слова.

Умение произносить звуки речи; умение слышать и выделять их в речи; определять место звука в речи умение писать буквы, умение соотносить слово с его схемой, умение строить звуковую схему слова.

Низкий уровень (Н) – выговаривает более 1\2 звуков речи,  определяет положение звука в начале и в конце слове, умеет писать лишь некоторые буквы.

Средний уровень (С) –выговаривает почти все звуки, определяет положение звука в начале и в конце слова, находит место искомого звука в слове, умеет писать многие буквы.

Высокий уровень(В)- выговаривает все звуки речи, определяет любое место звука в слове, умеет составлять звуковую схему слова, свободно определяет качество звука, проводит творческую работу со словом, умеет писать почти все буквы.

Дидактические игры :

-Звуковое лото

-Повторюшка

-Цепочки слов

-Игры с акцентированием звуков

-Буквы –образы

-Какие буквы спрятались

Личностные качества

 

 

 

-Терпение.

-Самоконтроль.

-Оценка умения общаться.

Способность удерживать внимание до конца игры, задания, требующего повторения и отработки; умение контролировать свои поступки; способность слушать других не перебивая.

Низкий уровень(Н)-Может сохранить терпение лишь на малую часть занятия, не контролирует свои поступки, требует индивидуального подхода.

Средний уровень(С)-Хватает сил более чем на половину занятия, не усидчив, но активен, поведение зависит от настроения или сложившейся ситуации.

Высокий(В)- Активен и сосредоточен в течение всего занятия, приветлив, уступчив, справедлив и добр к другим.

Дидактические игры, наблюдение, создание и анализ конкретных ситуаций общения.

 

                                                          Мониторинг уровня овладения процессом слитного чтения детей 6-7 лет.

 

Оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

Теоретические знания

 

 

 

-Усвоение основных морфологических понятий: слог, слово, ударение.

Знание способа соединения звуков в слоги, слогов в слова.

Усвоение понятия- Ударение.

Низкий уровень (Н)-способ слияния гласного звука с согласным не доступен ребёнку. Нет понимания понятия –ударение.

Средний уровень.(С)-ребёнок понимает способ слияния звуков, но не всегда правильно это делает, понимает смысл понятия-ударение в слове .

Высокий уровень(В)-ребёнок владеет понятиями слог, слово, ударение. Знает способы деления слов на слоги, владеет понятием ударение и способом его постановки.

Дидактические игры :

-Звуковое лото

-Слоговые пазлы

-Составь слово.

-Позови меня.

Практические умения

 

 

 

--Составление слов из букв и слогов.

-Чтение слов из 3-4 букв.

-Деление слов на слоги.

-записывать слова.

-Определение места ударного гласного в слове.

Умение читать и составлять слоги, Умение читать слоговые таблицы, составлять их и дополнять, умение делить слова на слоги, умение составлять слова из слогов, творческая работа со слоговой структурой слова.

Низкий уровень (Н) – ребёнок не владеет способом слияния звуков, неверно производит деление слов на слоги.

Средний уровень (С) – ребёнок умеет соединять согласный звук с гласным А, владеет способом деления слов на слоги, но не всегда верно это делает, умеет записывать слова из 3-4 букв, допуская ошибки, пропускает гл. или согл.

Высокий уровень(В)-ребёнок владеет способом слияния гласных с согласными, умеет читать и сам сочиняет чистоговорки, свободно ориентирутся в слоговых таблицах, понимает способ их образования.

Дидактические игры :

-Звуковое лото

-Буквы –образы

-Слоговые пазлы

-Допиши словечко.

Личностные качества

 

 

 

-Терпение.

-Самоконтроль.

-Оценка умения общаться.

Способность удерживать внимание до конца игры, задания, требующего повторения и отработки; умение контролировать свои поступки; способность слушать других не перебивая.

Низкий уровень(Н)-Может сохранить терпение лишь на малую часть занятия, не контролирует свои поступки, требует индивидуального подхода.

Средний уровень(С)-Хватает сил более чем на половину занятия, не усидчив, но активен, поведение зависит от настроения или сложившейся ситуации.

Высокий(В)- Активен и сосредоточен в течение всего занятия, приветлив, уступчив, справедлив и добр к другим.

Дидактические игры, наблюдение, создание и анализ конкретных ситуаций общения.

 

 

 

 

 

 

 

                                      Мониторинг уровня развития словарного запаса  детей 6-7 лет.

 

 

 

Оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

Теоретические знания

 

 

 

Владение названиями предметов, относящимися к различным тематическим группам, усвоение понятий: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

Знание названий основных тематических групп относящихся к природе и предметам, сделанным руками человека.

Низкий уровень (Н)-знает по 3-4 названия объектов природы и предметов быта. Не соотносит изображение предмета с названием.    

Средний уровень.(С)-знает по5-6 названия объектов природы и быта .

Высокий уровень(В).- знает по7-8 названий объектов природы и быта. Знает общие названия. Умеет описывать предметы, подбирать слова-действия.

Дидактические игры :

-Четвёртый лишний

-разгадывание кроссвордов, ребусов,

 

Практические умения

 

 

 

-Нахождение общих названий для группы однородных предметов.

-Подбор признаков к определённому предмету, подбор предметов к заданному действию.

Умение подбирать обобщающее слово,

Умение подбирать слова к заданной логической группе,

Умение правильно употреблять слова.

Низкий уровень (Н) –обладает очень маленьким словарным запасом, знает по 2-3 названия объектов природы и быта, затрудняется в описании предметов.

Средний уровень (С) –редко употребляет в речи конкретные названия объектов природы и быта , чаще пользуется их общими названиями. Описывает предмет с помощью педагога.

Высокий уровень(В)- часто использует в речи конкретные названия предметов, свободно заменяет их общими. Легко определяет общий признак в ряду предложенных слов.

Дидактические игры :

 

-Четвёртый лишний

-разгадывание кроссвордов, ребусов,

Личностные качества

 

 

 

-Терпение.

-Самоконтроль.

-Оценка умения общаться.

Способность удерживать внимание до конца игры, задания, требующего повторения и отработки; умение контролировать свои поступки; способность слушать других не перебивая.

Низкий уровень(Н)-Может сохранить терпение лишь на малую часть занятия, не контролирует свои поступки, требует индивидуального подхода.

Средний уровень(С)-Хватает сил более чем на половину занятия, не усидчив, но активен, поведение зависит от настроения или сложившейся ситуации.

Высокий(В)- Активен и сосредоточен в течение всего занятия, приветлив, уступчив, справедлив и добр к другим.

Дидактические игры, наблюдение, создание и анализ конкретных ситуаций общения.

 

                                           

 

 

 

 

                                              Мониторинг развития связной речи детей 6-7 лет

 

Оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Методы диагностики

Теоретические знания

 

 

 

Умение согласовывать слова, изменять их форму с целью построения предложений.

-Владение понятиями –предложение, схема предложения.

-Усвоение правил записи предложений.

 

Низкий уровень(Н) – ошибается в построении схемы предложения из 2-3 слов. Не выделяет предложение в речи.

Средний уровень(С) – Выделяет предложение в речи. Допускает ошибки в оформлении схемы.

Высокий уровень(В) – Понимает, что такое предложение, как оно строится, как оформляется.

Создание ситуаций общения, диалог.

Наблюдение.

Практические умения

 

 

 

Умение ребёнка рассказать о том , что он видит на картинке,

Умение отвечать на вопросы и самому задавать их своему собеседнику.

-Умение составлять предложение из 2-3 слов.

-Умение определять количество слов в предложении, вид предложения.

-Умение пересказывать небольшие рассказы.

Низкий уровень(Н) – составляет предложение только с помощью педагога, не ориентируется в составе предложения, не согласовывает слова.

Средний уровень(С) – составляет предложение из 2-3 слов, пересказывает рассказ с помощью педагога.    

Высокий уровень(В) – Умеет подробно пересказать текст, свободно связывает слова в предложении.

Создание ситуаций общения, диалог.

Наблюдение.      

Личностные качества

 

 

 

Терпение , самоконтроль,оценка умения общаться

Умение общаться, уступать, предлагать, спрашивать.

Проявление интереса к предлагаемому учебному материалу.

Низкий уровень(Н) – чрезмерно застенчив либо наоборот –неуступчив и агрессивен.

Средний уровень(С) – проявляет интерес к игровой ситуации только при индивидуальном обращении.

Высокий уровень(В) – ребёнок любознателен, активен, дружелюбен.

Создание ситуаций общения, диалог.

Наблюдение.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 (2017-2018 год)

п\п

ФИО ребёнка

Звуковая сторона речи

Процесс слитного чтения

Словарный запас

Развитие связной речи

 

 

Начало уч\года

Середина учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Середина учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Середина учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Середина учебного года

Конец учебного года

1

 

Ерошков Илья

н

н

 

с

с

 

с

с

 

 

 

 

2

Кабанков Ваня    

 

с

с

 

с

в

 

с

В

 

с

с

 

3

Корпушнёва Марина

с

с

 

н

с

 

н

с

 

н

с

 

4

Максименкова Катя

с

в

 

с

в

 

с

с

 

с

с

 

5

Мясоедов Андрей

н

н

 

н

с

 

н

н

 

н

н

 

6

Никитенкова Варя

н

с

 

н

с

 

н

с

 

н

н

 

7

Петуховская Полина

н

с

 

н

с

 

н

с

 

н

с

 

8

Роговнёва Уля       

н

с

 

н

с

 

с

с

 

с

с

 

9

Сергеев Егор

с

с

 

с

в

 

с

в

 

с

с

 

10

Фадеева Милана

с

в

 

с

с

 

с

в

 

с

с

 

11

Чириков Вася

с

с

 

н

с

 

н

с

 

н

с

 

12

Чириков Витя

с

с

 

н

с

 

н

с

 

н

с