МБУ ДО "Демидовский Дом детского творчества"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Демидовский Дом детского творчества" Демидовского района Смоленской области

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика» (Фадеева Р.П.)

439 просмотров Добавлено: 4 мая 2018 12:18

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Математика зарождалась в древности из попыток человека постичь законы мироздания. Нет, не подсчет прибыли и убытков занимал умы великих ученых, которые заложили фундамент этой титулованной "царицы" науки. Они пытались постичь законы гармонии, понять не только смысл, но и архитектуру творения.

     Как и великому ученому ребенку не интересно подсчитывать. Для него математика - это тоже одно особое тридевятое царство, тридесятое государство. Ребёнок легко путешествует по разным мирам, созданным воображением человека. Сказка - это его стихия. Но ведь математика - это тоже особая выдумка, без обмана. Это мир идей. Этот мир существует объективно. Ведь существует реально и объективно наше настроение, усталость или вдохновение, наши мысли, наша любовь. Их нельзя потрогать руками как стол или вазу, но они существуют.

 Ребенок хорошо умеет отличать мир сказки от мира бытовой жизни. Также он может отличать мир математики самой по себе от мира физических предметов. Число 5 может проявить себя в виде 5 яблок, 5 пальцев, монетки в 5 рублей. В виде возраста 5 лет или отметки в дневнике. В тысячах  других явлений окружающего мира можно найти проявление этого числа. Но само число не сводимо к кучке яблок или пальцам руки. Фиксирование внимания ребенка исключительно на количественной характеристике числа не правомерно и затруднит впоследствии формирование абстрактной идеи числа.

  Именно поэтому с детьми следует говорить о математике как об особом мире, который существует, прежде всего, в сознании людей. В этом случае задача педагога упрощается: ему нужно лишь стать для ребенка проводником в этот мир и рассказать ему о законах существования чисел и фигур.

 В методике работы с детьми дошкольного возраста очень важно следовать принципу единства аффекта и интеллекта, сформулированному Выготским Л.С; поэтому нужно обращать внимание детей на проявления числа или формы в мире, которые интересны или красивы и не случайны. Число лепестков каждого цветка, форма раковины моллюсков определенного вида, композиционное построение живописи – везде мы можем найти числа и фигуры, соединив знания о них с восхищением или удивление в опыте ребенка.

 Программа модифицированная, социально-педагогической направленности, в основу  положена программа "От рождения до школы" примерная основная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы,  Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Москва, 2015.  

Цель программы: создание условий для формирования элементарных математических представлений у учащихся от 4 до 7 лет через игровые упражнения.

Реализация данной цели решается посредством следующих задач:

Образовательные задачи:

  • Формирование элементарных математических представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Развивающие задачи:

  • Развитие интеллектуальных способностей детей (внимания, образного и логического мышления, творческих способностей, фантазии, воображения и математической речи).
  • Развитие познавательных интересов.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание культуры поведения, умения слушать педагога и сверстников.
  • Формирование мотивации учения, приемов умственных действий.

Программа выстроена с учётом возрастных особенностей детей.

  Для детей 4-5 года жизни предназначена программа, особенностью которой является ознакомление с основными понятиями, отношениями, знакомство с количественным, порядковым и обратным счётом.

 Для учащихся от 5 до 6 лет предназначена программа, раскрывающая более полно те знания, которые были приобретены ранее. Дети учатся создавать множества по заданному числу, отсчитывать определенное количество предметов, получают элементарные представления о натуральном ряде чисел, усваивают особенности геометрических фигур. Большое внимание уделяется развитию речи детей, активизации словаря.

  У детей 6-7 года жизни программа призвана сформировать знания о числах и цифрах первого десятка. Очень важный момент в подготовке детей к вычислительной деятельности - это понимание состава числа.

 Период освоения программы "Математика" – 3 года. Возраст обучаемых 4 – 7 лет. Программный материал рассчитан на дошкольников, не посещающих детский сад.

  Время занятий по программе для детей:

- 4-5 лет (1 раз в неделю 1 час, всего в год 36 часов);

- 5-6 лет (2 раза в неделю по 2 часа, всего в год72 часа);

- 6-7 лет (2 раза в неделю по 2 часа, всего72 часа).

Содержание всех трёх программ предусматривает разделы (блоки):

- количество;

- величина;

- форма;

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени.

 Разделы изучаются комплексно. Количество и счет изучаются на каждом занятии, а остальные разделы чередуются.

 Формы организации занятий:

- демонстрационные опыты;

- театрализация с математическим содержанием;

- комбинированные занятия;

- интегрированные занятия;

- занятия-сказки;

- занятия-путешествия.

 Большинство методов и приемов обучения, используемых педагогом при проведении занятий, предполагает речевую активность, как самого педагога, так и ответную детей.

 Соответствие речевой динамики возрастным особенностям является важным фактором   комфортного самочувствия ребенка на занятиях и эффективности процесса обучения.

 Формы аттестации учащихся

Входящая

Промежуточная

Итоговая

Первый год обучения

Практические задания

Практические задания

Практические задания

Второй год обучения

---

Практические задания

Практические задания

Третий год обучения

---

Практические задания

Практические задания

Распределение тем по часам

№п\п

 

Тема

Количество часов

по группам

от 4 до 5 лет

от 5 до 6 лет

от 6 до 7 лет

1

Количество и счёт

11

32

41

2

Величина

9

12

10

3

Форма

7

16

11

4

Ориентировка в пространстве

5

6

5

5

Ориентировка во времени

4

6

5

Всего часов

36

72

72

Ожидаемые результаты первого года обучения

В конце учебного года дети знают:

  • геометрические фигуры;
  • части суток;
  • правую и левую руку.

В конце учебного года дети умеют:

  • считать до 5 (количественный счет);
  • раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке, рассказывать о величие каждого предмета в ряду;
  • различать и называть геометрические фигуры (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник);
  • определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).

Ожидаемые результаты второго года обучения

В конце учебного года дети знают:

  • четырёхугольники.

В конце учебного года дети умеют:

  • считать в пределах десяти;
  • упорядочивать предметы по одному из параметров (длина, ширина высота);
  • ориентироваться в окружающем пространстве;
  • устанавливать последовательность различных событий.

Ожидаемые результаты третьего года обучения

В конце учебного года дети знают:

  • плоские и объёмные фигуры.

В конце учебного года дети умеют:

  • считать в пределах двадцати;
  • измерять величину с помощью условной меры;
  • определять своё положение относительно окружающих предметов;
  • определять время по часам

Методическое обеспечение

Основные формы организации занятий: комбинированные, занятие-сказка, занятие-путешествие, праздники.

Методы работы с детьми на занятии: наглядные, словесные и практические, игровые.

 Большинство методов и приемов обучения, используемых педагогом при проведении занятий, предполагает речевую активность, как самого педагога, так и ответную детей. Соответствие речевой динамики возрастным особенностям является важным фактором комфортного самочувствия ребенка на занятиях и эффективности процесса обучения.

При реализации программы обязательно учитывается работа с родителями. Основные формы работы с родителями: индивидуальные и групповые консультации, посещение занятий, родительское собрание.

Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации

Форма контроля: практические задания, соответствующие требованиям планируемых результатов освоения Программы.

Вид контроля: входящий (сентябрь), промежуточный (декабрь)и итоговый (май).

Содержание и формы оценки результативности образования по программе определяются по годам обучения.

Диагностический инструментарий

Возраст детей от 4 до 5 лет.

Год обучения по программе: первый

Виды аттестации: входящая, промежуточная и итоговая.

Содержание заданий:

Практическое задание № 1

Инструкция: ребенку предлагается посчитать предметы до 5.

Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно посчитал все предметы, назвал общее их количество;1 балла – считал с небольшой помощью взрослого, назвал общее количество предметов;0 баллов – считал с помощь взрослого, не назвал общее число предметов.

Практическое задание № 2

Инструкция: ребенку предлагается разложить 4 предмета различной величины (длины)

Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно разложил предметы по величине (длина), 1 балл - раскладывал с наименьшей помощью взрослого, 0 баллов – выполнил задание с помощью взрослого.

Практическое задание № 3

Инструкция: ребенку предлагается разложить 4 предмета различной величины (ширина).

Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно разложил предметы по ширине;1 балл - раскладывал с наименьшей помощью взрослого; 0 баллов – полностью выполнил задание с помощью взрослого.

Практическое задание № 4

Инструкция: ребенку предлагается разложить 4 предмета различной величины (высота)

Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно разложил предметы по высоте;1 балл - раскладывал с наименьшей помощью взрослого; 0 баллов – полностью выполнил задание с помощью взрослого.

Практическое задание № 5

Инструкция: ребенку предлагается назвать треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, цилиндр

Оценка результатов: 2 балла – назвал все геометрические фигуры;1 балл – назвал только 3-4 фигуры с помощью взрослого; 0 баллов – назвал все предметы с помощью взрослого.

Практическое задание № 6.

Инструкция: ребенку предлагается назвать игрушки, которые расположены справа, слева.

Оценка результатов: 2 балла – назвал игрушки, расположенные справа, слева;1 балл – назвал с помощью взрослого; 0 баллов – назвал игрушки с помощью взрослого.

Практическое задание № 7

Инструкция: ребенку предлагается назвать по картинкам части суток: утро, день, вечер, ночь

Оценка результатов: 2 балла – назвал все части суток;1 балл – назвал 1-2 помощью взрослого; 0 баллов – назвал все картинки с помощью взрослого.

Практическое задание № 8

Инструкция: ребенку предлагается получить равенство из неравенства, добавляя к меньшему числу количество один предмет или убирая из большего количества один предмет в пределах 5.

Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно выполнил действия по сравнению групп предметов;1 балла – с небольшой помощью взрослого, определил равенство только путем одного действия;0 баллов – определил равенство только с помощью взрослого.

Суммируя результаты всех заданий.

Итоговая оценка полученных результатов:

Высокий уровень: 16- 12 баллов,

Средний уровень: 11 - 8 баллов,

Низкий уровень: менее 8 баллов

Возраст детей от 5 до 6 лет.

Год обучения по программе: второй.

Виды аттестации: промежуточная и итоговая.

Содержание заданий:

Практическое задание № 1

Инструкция: ребенку предлагается посчитать предметы до 10.

Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно посчитал все предметы, назвал общее их количество;1 балла – считал с небольшой помощью взрослого, назвал общее количество предметов;0 баллов – считал с помощь взрослого, не назвал общее число предметов.

Практическое задание № 2

Инструкция: ребенку предлагается получить равенство из неравенства, добавляя к меньшему числу количество один предмет или убирая из большего количества один предмет в пределах 10.

Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно выполнил действия по сравнению групп предметов;1 балла – с небольшой помощью взрослого, определил равенство только путем одного действия;0 баллов – определил равенство только с помощью взрослого.

Практическое задание №3

Инструкция: ребенку предлагается разложить 5 предмета различной величины (толщина)

Оценка результатов: 2 балла - правильно, самостоятельно разложил предметы по толщине, 1 балл - раскладывал с наименьшей помощью взрослого, 0 баллов – выполнил задание с помощью взрослого.

Практическое задание № 4

Инструкция: ребенку предлагается назвать геометрические фигуры треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, цилиндр, овал.

Оценка результатов: 2 балла – назвал все геометрические фигуры;1 балл – назвал только 3-4 фигуры с помощью взрослого; 0 баллов – назвал все предметы с помощью взрослого.

Практическое задание № 5

Инструкция: предлагается назвать по картинке предметы, использую слова: справа, слева, сзади, впереди.

Оценка результатов: 2 балла – назвал, расположения предметов, используя все понятия;1 балл – назвал с наименьшей помощью взрослого; 0 баллов – не использовал в своем словаре ориентировочные понятия.

Практическое задание № 6.

Инструкция: ребенку предлагается с помощью картинок разложить события в нужной последовательности и рассказать, что было раньше, позже.

Оценка результатов: 2 балла – разложил логически правильно, использовал в словаре слова раньше, позже.1 балл – назвал с наименьшей помощью взрослого; 0 баллов – назвал все картинки с помощью взрослого.

Суммируя результаты всех заданий:

Высокий уровень: 12-8 баллов,

Средний уровень: 7- 3 баллов,

Низкий уровень: менее 3 баллов.

Возраст детей от 6 до 7 лет.

Год обучения по программе: третий.

Виды аттестации: промежуточная и итоговая.

Содержание заданий:

Практическое задание № 1.

Инструкция: составить цифровой ряд от 0 до 9.

Оценка результатов: 2 балла – составил правильно и самостоятельно;.1 балл – составил с наименьшей помощью взрослого; 0 баллов – составил с помощью взрослого полностью.

Практическое задание № 2.

Инструкция: ребенку предлагается решить задачу на наглядной основе

Оценка результатов: 2 балла – правильно и самостоятельно решил задачу;1 балл – решил с наименьшей помощью взрослого; 0 баллов – решил с помощью взрослого полностью.

Практическое задание № 3.

Инструкция: ребенку предлагается назвать геометрические фигуры треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, цилиндр, овал.

Оценка результатов: 2 балла – назвал все геометрические фигуры;1 балл – назвал только 3-4 фигуры с помощью взрослого; 0 баллов – назвал все предметы с помощью взрослого.

Практическое задание № 4.

Инструкция: ребенку предлагается под диктовку взрослого нарисовать предмет на листе бумаги в клетку, в результате должен получиться цветок.

Оценка результатов: 2 балла – на листе бумаги в клетку получился предмет, схожий полностью с образом.;1 балл – предмет имеет только некоторую схожесть; 0 баллов – предмет не имеет схожести.

Практическое задание № 5.

Инструкция: назвать месяцы года

Оценка результатов: 2 балла - назвал все месяцы года, 1 балл - перепутал последовательность только 2-3 месяцев, 0 баллов - не назвал ни один месяцы.

Суммируя результаты всех заданий

Высокий уровень: 10 - 8 баллов,

Средний уровень: 8-4 баллов,

Низкий уровень: менее 4 баллов.

Дидактический материал Демонстрационное оборудование:

  • счетный материал – различные игрушки по 10 штук в комплекте (20 комплектов);
  • иллюстрации « Части суток»;
  • плакаты: «Счёт до 10», «Счёт до 20», «Цвет», «Форма».

Раздаточный материал:

  • комплект «Геометрические фигуры»- 10 штук;
  • комплект « Цифры» - 10 штук;
  • комплект «Часы» -10 штук;
  • комплект « Части суток»;
  • счетный материал – различные игрушки по 10 штук в комплекте (20 комплектов);
  • тетрадь ученическая по количеству детей.

Материально-техническое обеспечение

  • доска ученическая -1 штука;
  • парты, стулья.